В уютном доме в Турции шестилетний Кемаль Атасой с уверенностью рассказывал австралийскому психологу Юргену Кейлу о своей прошлой жизни. «Я был богатым армянином по фамилии Каракас, жил в большом доме в Стамбуле», — говорил мальчик, описывая трехэтажный особняк у воды, рядом с церковью и домом известной Айсегуль. Его слова звучали как фантазия, но точность деталей заставила доктора Кейла отправиться на поиски правды.
История Кемаля: воспоминания из прошлого
Кемаль утверждал, что в прошлой жизни он был армянином-христианином, жившим в 500 милях от его родного города. Он описал дом у воды, где были привязаны лодки, церковь за особняком и соседку Айсегуль, известную в Турции личность, покинувшую страну из-за юридических проблем. Мальчик упомянул, что его жена и дети носили греческие имена, а сам он часто носил большую кожаную сумку и жил в доме только часть года.
Родители Кемаля, образованные алевиты, верившие в реинкарнацию, не придавали особого значения этим рассказам, начавшимся, когда мальчику было два года. Семья не имела связей со Стамбулом: мать и Кемаль никогда там не были, а отец посещал город лишь дважды по делам. Армяне в их окружении отсутствовали, что делало слова мальчика еще более загадочными.
Расследование доктора Кейла
В 1997 году доктор Юрген Кейл, заинтересованный феноменом, решил проверить, соответствуют ли слова Кемаля реальности. Вместе с переводчиком он отправился в Стамбул. Там они нашли дом Айсегуль и рядом — пустующий трехэтажный особняк, точно соответствующий описанию Кемаля: у кромки воды, с лодками и церковью позади. Однако доказательства существования армянина Каракаса найти не удалось. В районе не осталось армян, а церковные записи, частично уничтоженные огнем, не содержали упоминаний о таком человеке.
Кейл не остановился. Поговорив с пожилым местным жителем, он узнал, что армянин действительно мог жить в этом доме много лет назад, но молодые священники просто не помнили этого. Во время третьей поездки в Стамбул Кейл встретился с местным историком, который подтвердил: в доме жил богатый армянин по фамилии Каракас, торговавший кожаными изделиями. Его жена была гречанкой, и ее семья не одобряла брак. Каракас жил в доме только летом и умер в 1940 или 1941 году. Историк не знал имен детей, но отметил, что Каракасы жили в другой части Стамбула.
Удивительно, но Кемаль, живший в 500 милях от Стамбула, знал детали, которые было сложно объяснить случайностью. Он не мог слышать о Каракасе от семьи или знакомых. Даже имя, которое он назвал, оказалось армянским термином, означающим «хороший человек», что могло быть прозвищем Каракаса. Хотя Кейл не подтвердил греческие имена жены и детей, факт греческого происхождения супруги совпадал с рассказом мальчика.
«Откуда маленький мальчик знает так много о человеке, умершем за 50 лет до его рождения?» — задавался вопросом Кейл. Сам Кемаль отвечал просто: «Я был этим человеком».
Феномен детских воспоминаний
Случай Кемаля — не единственный. В архивах Университета Вирджинии зарегистрировано более 2500 подобных историй. Дети по всему миру описывают прошлые жизни, часто называя имена, места и детали, которые позже подтверждаются. Обычно такие рассказы начинаются в раннем возрасте, и дети настойчиво требуют отвезти их к «другой семье». В некоторых случаях семьи находили людей, чьи жизни совпадали с описаниями детей.
Исследователи изучают эти случаи более 40 лет, собирая данные и проверяя их достоверность. Феномен вызывает споры: одни видят в нем доказательство реинкарнации, другие ищут объяснения в психологии или случайных совпадениях. Кейл стремился представить факты объективно, чтобы каждый мог сделать собственные выводы.
История Кемаля Атасоя заставляет задуматься о природе памяти и жизни. Как мальчик, никогда не бывавший в Стамбуле, мог знать такие подробности? Его случай — лишь один из тысяч, но он выделяется точностью деталей и тщательным расследованием. Эти истории продолжают волновать ученых и обычных людей, открывая вопросы о том, что ждет нас после смерти и можем ли мы возвращаться.
Источник: Jim B. Tucker — Life Before Life: Children’s Memories of Previous Lives (2005)